Музыка души

name-1

Музыка души

« Назад

Музыка души 19.05.2016 06:05

 

 

23 апреля композитору исполнилось бы 125 лет. Эта юбилейная дата отмечается по всей стране, 2016 год объявлен годом Сергея Прокофьева.

Сергей Прокофьев как композитор работал во всех жанрах и в каждом оставил образцы непревзойденного совершенства. В его творчестве представлены такие жанры, как опера и балет, инструментальный концерт, симфония, соната и фортепианная пьеса, песня, романс, кантата, театральная и киномузыка, музыка для детей.

Несмотря на сложности жизненного и творческого пути, Прокофьев всегда оставался  оптимистичным и мудрым композитором. Его музыка поражает богатством образов и содержания: лирика и эпос, трагедия и комедия, русская история и современность, шекспировская трагедия и сказка – все воплотилось в ней.

Совершенно особой областью творчества Прокофьева стали произведения для детей. До последних дней своих Прокофьев сохранил юношеское, свежее восприятие мира. Из огромной любви к детям, от общения с ними возникли увлекательная симфоническая сказка "Петя и волк", цикл фортепианных миниатюр "Детская музыка", драматическая поэма  "Баллада о мальчике, оставшемся неизвестным", вокальный цикл «Три детские песни», сюита «Зимний костер».

Дерзкий и своеобразный, не терпевший никаких штампов и установленных правил, Прокофьев часто эпатировал слушателей, его произведения чаще всего становились новым словом в искусстве. «Кардинальным достоинством моей жизни всегда были поиски оригинального, своего музыкального языка. Я ненавижу подражание, я ненавижу избитые приемы. Я не хочу быть под чьей-то маской. Я всегда хочу быть самим собой» - писал в своей автобиографии композитор.

Творческий путь композитора распадается на 3 периода: ранний период, период эмиграции и время, когда композитор снова возвращается на родину.

Сергей Прокофьев родился 23 апреля  1891 года в селе Сонцовка, Екатеринославской губернии, ныне село Красное Красноармейского района, Донецкой области Украины.

Отец – Сергей Алексеевич – был ученым агрономом, управляющим в имении помещика Сонцова. Мать Мария Григорьевна была хорошей пианисткой. Она полностью взяла на себя воспитание сына, занималась  с ним музыкой и иностранными языками.

В 5 лет маленький Сережа написал свою первую пьесу под названием «Индийский галоп». В шесть лет им были сочинены вальс, марш, и рондо, в семь – марш в четыре руки. За два года накопилась целая тетрадь первых детских сочинений.

В 9 лет  Сережа, после поездки в Москву и посещения Большого театра, буквально «заболел» оперой: играл в театр с деревенскими ребятишками, разыгрывал сцены на собственные сюжеты, а затем и сам сочинил оперу под названием «Великан» на собственное либретто. В трех коротких действиях изображалось, как страшный Великан преследует  девочку Устинью, и как ее мужественно защищают смельчаки Сергеев и Егоров с отрядом солдат.

Родители маленького Сережи поняв, что способности ребенка незаурядны и требуют серьезного отношения, по рекомендации одного из самых авторитетных музыкантов того времени Сергея Ивановича Танеева пригласили в Сонцовку молодого композитора Рейнгольда Морицевича Глиэра,  впоследствии известного советского композитора, оказавшего в последствии благотворное влияние на развитие таланта Прокофьева.

В возрасте 13 лет Прокофьев поступает в Петербургскую консерваторию. На вступительный экзамен, Сережа пришел с двумя большими папками. «Я вошел,  - рассказывает Прокофьев, - сгибаясь под тяжестью двух папок, в которых лежали четыре оперы, две сонаты, симфония и довольно много фортепианных пьес. «Это мне нравится!» - сказал Римский-Корсаков, который вел экзамен. Прокофьев учился в консерватории у замечательных русских музыкантов: Николая Андреевича Римского-Корсакова, Анатолия Константиновича Лядова, Анны Николаевны Есиповой.  

В 1909 Прокофьев окончил консерваторию как композитор, а в 1914 – как пианист. Консерваторию Прокофьев закончил с золотой медалью. Началась самостоятельная творческая деятельность, концертные выступления.

В этот период творчества Прокофьев сочинил «Классическую симфонию» - жизнерадостную и остроумную. Симфония написана в стиле Гайдна и Моцарта, классиков 18 века. «Я представлял себе, сочиняя Класси-ческую симфонию, что чувствовали бы Гайдн и Моцарт с их психологическим обликом, попав в обстановку сегодняшнего мира…»

В мае 1918 года Прокофьев выехал за границу, вместо нескольких месяцев, пребывание за границей растянулось на 15 лет. В период эмиграции Прокофьев объездил весь мир. Он был в Японии и США, на Кубе и во многих европейских странах. Всюду он выступал со своими сочинениями и концертами. В этот период творчества в 1919 Прокофьев создает свою  эксцентрическую оперу  «Любовь к трём апельсинам». Либретто оперы композитор пишет сам по мотивам одноимённой сказки итальянского писателя Карло Гоцци. «Любовь к трем апельсинам» относится к самым жизнерадостным и веселым операм XX века. Яркий и динамичный сюжет задает спектаклю увлекательный ритм, за которым зритель с удовольствием следит на протяжении всей пьесы.

Осенью 1933 года Прокофьев с семьей возвращается в Россию и живет на Родине уже до конца жизни. В этот зрелый творческий период Прокофьев создает много разных произведений. Но хотелось бы остановиться на балетной музыке.

Всего Прокофьевым было написано семь балетов, четыре из них за границей - "Шут", "Стальной скок", "Блудный сын", "На Днепре"  и три -  по возвращении в СССР - "Ромео и Джульетта", "Золушка", "Сказ о каменном цветке". «Сказ о каменном цветке» — балет Сергея Сергеевича Прокофьева написан на либретто Миры Мендельсон и Леонида Лавровского по мотивам уральских сказов Павла Петровича Бажова. 

Истинным шедевром Прокофьева стал балет "Ромео и Джульетта".  Он был написан в 1935-1936 годах. Либретто разработано композитором совместно с режиссёром С. Радловым и балетмейстером Л. Лавровским. Музыка Прокофьева ярко раскрывает основной конфликт шекспировской трагедии – столкновение светлой любви с родовой враждой двух кланов Монтекки и Капулетти. Музыку балета композитор переложил для фортепиано, в результате чего получился сборник обработок из десяти пьес для фортепиано. Автору удалось в этом сборнике показать весь тематический материал произведения. После того как балет «Ромео и Джульетта» был закончен и поставлен, Прокофьев для исполнительницы Джульетты - балерины Галины Улановой  решил написать еще один балет. Сюжетом послужила всем известная сказка о девушке, которую злая мачеха превратила в служанку и которая с помощью доброй феи обрела заслуженную счастливую судьбу. Как вы уже догадались это балет по мотивам волшебной сказки Шарль Перро «Золушка».

Сергея Прокофьева смело можно назвать солнцем русской музыки двадцатого века. Его творчество напоено могучей жизненной силой, ослепительным светом, проникнуто безграничной любовью к жизни, к человеку, к природе. Сейчас оперы и балеты Прокофьева украшают сцены лучших театров, а симфонии и концерты входят в репертуар лучших оркестров мира. И нет, вероятно, ни на одном континенте земли ни одного серьезного пианиста, скрипача и виолончелиста, который не играл бы в своих концертах произведений Прокофьева.